Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон
от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федера¬ции», согласно которому под уголовную ответственность подпадает более широкий круг физических лиц, участвующих в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьями 200.4 и 200.5 Уголовного кодекса преступле¬ниями являются злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего и члена
комис¬сии по осуществлению закупок.
Помимо этого, в статью 304 Уголовного кодекса внесены изменения, кото¬рые устанавливают ответственность за провокацию подкупа в сфере заку¬пок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципаль¬ных нужд.
С 3 мая 2018 года указанные статьи вступают в законную силу и правоохра¬нительные органы имеют право применять их на всей территории страны.
До введения описанных изменений в уголовном законодательстве можно было выделить две группы лиц, привлекаемых к уголовной ответственно¬сти за противоправные деяния в сфере госзакупок: должностные лица (госзаказчик) и предприниматели (участники госзакупок).
Для первой категории лиц Уголовный кодекс предусматривает целый ком¬плекс статей, указанных в главе о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного само¬управления. Наиболее часто таких лиц привлекали к уголовной ответствен¬ности за злоупотребление или превышение служебных
полномо¬чий.
Ко второй категории можно отнести лиц, обладающих
управленче¬скими полномочиями (например, генеральный директор)
в коммерческих органи¬зациях, которых, как правило, привлекали
к уголовной ответственно¬сти за злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, мошенниче¬ство.
Вместе с тем среди госзаказчиков существует категория лиц,
не подпадаю¬щих под понятие должностного лица — гражданские служащие.
В коммерческих организациях также не все сотрудники обладают управленче¬скими полномочиями. Однако указанные лица исполняют различные функ¬ции, влияющие на осуществление госзакупок: подготовка документации, при¬емка товаров, работ, услуг, обработка заявок и т. д. Вместе с тем в отсутст¬вие доказательств сговора таких лиц с должностными лицами или ли¬цами, обладающими управленческими полномочиями, привлечь их
к уголов¬ной ответственности за допущенные нарушения было крайне сложно, по¬скольку они не являлись субъектами уголовной ответственности.
В то же время сложилась практика, при которой должностные лица
с целью минимизации степени ответственности (уголовной,
административ¬ной, дисциплинарной и т. п.) поручали организацию госзакупок гражданским сотрудникам, например, заключая договоры
с компаниями на организацию конкурсов или выполнение отдельных функций, например, приемки товаров, работ, услуг.
Во многих случаях такая практика позволяла избегать уголовной ответст¬венности должностным лицам, поскольку они не отвечали
за наруше¬ния процедур при проведении госзакупок, допущенных сотрудниками привлечен¬ных коммерческих организаций. Сотрудники коммерческих организа¬ций также не несли уголовной ответственности, поскольку не выпол¬няли управленческие функции, то есть не являлись субъектами уголов¬ной ответственности.
Вводя в Уголовный кодекс статьи 200.4 и 200.5, законодательство,
та¬ким образом, устраняет имеющийся пробел. Благодаря корректировке законода¬тельства, к уголовной ответственности будет привлекаться
отдель¬ная категория граждан, не являющихся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой организации.
Указанная категория лиц определена законодательством так: работник кон¬трактной службы, контрактный управляющий, член комиссии
по осуществле¬нию закупок, лицо, осуществляющее приемку поставленных това¬ров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
С введением описанных изменений в законодательстве указанный сотруд¬ник может быть привлечен к уголовной ответственности
в соответст¬вии со статьей 200.4 Уголовного кодекса.
В связи с введением указанных изменений в законодательство
необхо¬димо обратить внимание на такие формы мотивации сотрудников контраген¬тов, как подарки, выезды на различные курорты для проведения семинаров, походы в рестораны и т. д. Участие лиц, перечисленных в статье 200.4 Уголов¬ного кодекса, в подобных мероприятиях может быть впоследствии расце¬нено правоохранительными органами в контексте «личного интереса».
Старший помощник
прокурора Курчалоевского района
младший советник юстиции М.О. Дугаев